В блог
Основы визуализации данных: виды, способы и инструменты построения графиков - IT Resume

Основы визуализации данных: виды, способы и инструменты построения графиков

Дата последнего обновления: 20.11.2025
Дата размещения: 16.02.2025
Евгений Буторин
Автор, редактор

Визуализация данных — это искусство превращения данных в понятные и наглядные образы. В эпоху больших данных, когда информация становится ключевым ресурсом, умение визуализировать данные является важным навыком для аналитиков, бизнесменов и исследователей.

В этой статье мы рассмотрим, как правильно визуализировать данные и какие инструменты использовать.

Кому и зачем нужна визуализация

Визуализация данных необходима всем, кто работает с информацией:

  • Аналитики используют визуализацию для выявления трендов и закономерностей;
  • Руководители — для мониторинга ключевых показателей бизнеса;
  • Маркетологи — для анализа эффективности рекламных кампаний;
  • Учёные — для представления результатов исследований;
  • Технологи — для оценки показателей приборов на производствах.

Визуализация помогает упростить восприятие сложной информации, сделать данные более понятными для широкой аудитории и ускорить процесс принятия решений.

Основные правила визуализации данных

  1. Простота и ясность: избегайте перегруженности графиков лишними деталями. Да, «светофор» может быть красивым, но если им никто не пользуется, то он будет перегружать график.
  2. Акцент на ключевых данных: выделяйте важные элементы с помощью цвета или размера или выносите их в отдельную зону дашборда.
  3. Соответствие типу данных: выбирайте подходящий тип графика для конкретной задачи.
  4. Консистентность: используйте единый стиль (цветовые схемы и шрифты) для всех элементов визуализации.
  5. Достоверность: не искажайте данные ради «красивой картинки».
  6. Документируйте: создайте лист с описанием методологии расчета показателей — это поможет вам избежать многочисленных обращений от пользователей.
  7. Используйте легенду.
  8. Краткость: используйте сокращённые значения — вместо 1 100 000 используйте 1,1 млн или просто 1,1 с указанием «млн» в легенде.

Способы визуализации данных

Существует множество способов показать данные пользователю, но важно помнить, что основной целью визуализации является упрощение восприятия данных. Также важно учитывать, что пользователи используют разные устройства и размеры экранов для просмотра отчётов, поэтому не все виды графиков подходят.

Выделяют два основных вида визуализации данных:

  • Статичная: графики и диаграммы в отчётах/презентациях.
  • Интерактивная: дашборды с возможностью фильтрации данных как при помощи фильтров, так и при помощи самих данных.

Интерактивная визуализация особенно полезна для работы с большими объёмами данных, так как может быть проанализирована с учётом различных срезов и фильтров. В то же время интерактивная визуализация не всегда подходит для просмотра на мобильных устройствах, так как скролл экрана может учитываться как клик по фильтру или данным на графике.

Стоит помнить, что для пользователей мобильных версий чем проще визуализация, тем лучше.

Инструменты и программы для визуализации данных

Среди множества инструментов для визуализации данных выделяются:

  • Power BI — самый популярный инструмент для построения дашбордов.
  • Tableau — чуть менее популярная платформа для построения дашбордов.
  • Excel — привычный и простой инструмент для базовой визуализации данных.
  • Python — имеет ряд библиотек, например, Matplotlib, Seaborn и Plotly для создания сложных и даже интерактивных графиков.

Какие бывают виды графиков и диаграмм

Линейный график (Line Chart)

Линейный график используется для отображения динамики изменения показателя. Например, с помощью данного графика можно показать динамику продаж за период времени или процент выполнения плана.

Гистограмма (Bar Histograms)

Гистограмма помогает визуализировать распределение данных. Она полезна для анализа частотности событий или значений.

Столбчатый график (Bar Graph)

Столбчатый график используется для сравнения показателей. Например, с его помощью можно сравнить продажи по регионам.

Круговая/кольцевая диаграмма (Pie Charts)

Круговая диаграмма показывает доли целого. Она подходит для визуализации процентного соотношения, например, доли рынка.

Диаграммы области (Area Chart)

Диаграммы-области похожи на линейные графики, но область под линией закрашена. Они полезны для детальной визуализации общего тренда по категориям.

Столбчатая с накоплением (Stacked Bar Chart)

Этот тип графика позволяет показать вклад каждой категории в общий результат. Например, можно отобразить продажи по продуктам в каждом регионе.

Японские свечи

Японские свечи используются в финансовом анализе для отображения изменений цен на акции или другие активы.

Диаграммы допущения

Обычно используются для визуализации результатов исследования. «Усы» показывают допустимые диапазоны.

Карты

Карты полезны для анализа продаж по регионам/странам. Также с помощью карт можно отслеживать перемещение сотрудников.

Каскадные диаграммы

Используются в основном в финансовой отчётности для отображения чистой прибыли.

Комбинированные графики

Комбинированные графики позволяют объединить несколько графиков в одном — например, столбчатую диаграмму и линейный график, которые позволяют одновременно оценить несколько показателей. Например, продажи по году в виде столбчатой диаграммы и трендовой линии.

Приведённые выше графики — это лишь вершина айсберга, на практике существует ещё множество других видов графиков. К ним относятся пузырьковые, точечные, секторные диаграммы, карта дерева, диаграмма ленты, радиальные датчики, воронковые диаграммы, табличные графики, различные 3D-графики и многие другие.

Дашборды как тип визуализации данных

Дашборд — это интерактивный отчёт, который объединяет различные типы визуализации данных для отображения ключевых показателей и метрик.

Как мы уже определили выше, дашборды используются аналитиками, менеджерами, маркетологами, технологами, учёными и другими специалистами для мониторинга данных и принятия решений об эффективности текущих процессов.

Учитывая большое количество различных пользователей, дашборды тоже делятся на несколько видов:

  • Операционные — для мониторинга текущих процессов.
  • Аналитические — для анализа данных.
  • Стратегические — для отслеживания KPI и других метрик.

Для того, чтобы построить дашборд, которым будут пользоваться пользователи, необходимо соблюдать ряд принципов при его построении:

  1. Определите цель дашборда.
  2. Выберите ключевые метрики.
  3. Используйте подходящие типы графиков.
  4. Обеспечьте интерактивность — фильтры, срезы.
  5. Сделайте дизайн понятным для пользователей.
  6. Используйте оптимальные и приятные глазу цвета.
  7. Используйте дополнительные (скрытые) листы с детализированными данными.

Дашборд обычно включает:

  • Заголовок и описание на каждом листе.
  • Ключевые показатели в виде карточек (обычно располагаются в верхней части листа).
  • Графики, таблицы и диаграммы.
  • Фильтры (обычно располагаются под заголовком или на отдельном листе).

Для того, чтобы дашборд был эффективным, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Регулярно обновляйте данные.
  • Настраивайте дашборд под потребности пользователей.
  • Используйте интерактивные элементы для детализации данных.

Чтобы эффективно использовать дашборд:

  • Тщательно изучите метрики, которые в нём представлены.
  • Определите, какая метрика на что влияет.
  • Не делайте поспешных выводов. Например, если вы увидели значительный рост показателя в одном месяце, то стоит изучить историчность показателя. Возможно, показатель вернулся к нормальным значениям после снижения.
  • Изучайте детализацию. Например, если вы увидели снижение продаж, то посмотрите детально, за счёт какого продукта они уменьшились.

Примеры использования диаграмм в анализе данных

Линейный график — анализ динамики продаж за год:

Столбчатый график — сравнение продаж по странам:

Круговая диаграмма — отображение доли продукта в продажах:

Мониторинг ключевых показателей эффективности бизнеса:

Объединив эти графики, пользователь увидит следующий дашборд:

Как видите, дашборд позволяет быстро и эффективно оценить эффективность работы компании в различных разрезах.

Стоит отметить, что обычный пользователь читает дашборды, подобно написанию буквы F, поэтому ключевые метрики расположены в самом верху, ниже расположены графики и ключевые метрики — разделение продаж по продуктам и странам, и в самом низу — детальная информация по сотрудникам и магазинам.


Визуализация данных — это не просто способ сделать информацию красивой, это мощный инструмент для анализа и принятия решений. Следуя основным правилам визуализации и выбирая подходящие типы графиков, вы сможете создать дашборд, который будет полезен бизнесу в принятии решений и для оперативного анализа.

Подпишитесь на нашу рассылку
Имя*
Email*
Номер телефона*
Заполняя данную форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Никакого спама. Только точечные рассылки с лучшими материалами.
  • Курсы-симуляторы
  • Авторские тренинги
  • Бесплатные курсы
  • Высшее образование